Строительство федеральной автомобильной дороги дороги
Указание на значимость коммуникации одновременно намекает и на ее стоимость — аккумулировать такие средства способен только государственный бюджет. Еще можно строить в кредит, но тогда и новая трасса станет платной. И строительство с нуля, и реконструкция старой дороги начинаются с проекта. Для привязки проекта к месту выполняются геологические изыскания, по результатам разрабатывается детальный план работ.
Расчистка площади начинается после анализа участка геодезистами. При этом устраняются механические преграды для строительства и переносятся в сторону инженерные сети. Уже на этапе расчистки перекрывается движение по дороге, если это не строительство новой трассы, а реконструкция прежней. Где надо — лишний грунт вынимается экскаваторами, или делается земляное покрытие. Для дороги нужна возвышенность — ее делают специально, обычно из песчаной смеси, трамбуя каждый слой песка катками. Началом непосредственного строительства дороги можно считать уплотнение основания.
Технология строительства автомобильной дороги
В самом низу будущего «пирога» укладывают т.н. геотекстиль, его засыпают речным песком и делают «постель»: проливают слои, укатывают. Это нужно ради устранения микрорельефа — чтобы снизить расход дорогих материалов и чтобы дорога в итоге получилась гладкой. Чем более ровным станет основание для асфальта, тем больше шансов сделать действительно качественную дорогу, поэтому в идеале геометрия «постели» должна стать безукоризненной.
Но сразу дорожное покрытие не укладывают — это процесс не быстрый, поэтому для защиты от капризов погоды еще понадобится как минимум водоотвод, а чаще — и вспомогательные конструкции. Естественно, отведение воды организуют с учетом особенностей рельефа, чтобы сток получился достаточно удаленным от дороги.
Укладка самой дороги начинается со второго слоя геотекстиля. Поверх него насыпают щебенку: сначала крупной фракции (70*120), потом мельче (40*60). Это тоже называется постелью — все как для людей: сначала матрас, потом простыня и одеяло. Причем качество итогового результата зависит от строгого соблюдения технологии на каждом этапе — например, из-за проблем с амортизационным слоем в самом низу внешнее покрытие может не выдержать механических воздействий и дорогу вскоре придется ремонтировать.
Используемые материалы и техника
Кроме щебня можно применять аналогичные по свойствам материалы. Это т.н. базальтовый слой, основа дорожного полотна. Именно благодаря нему сравнительно тонкий асфальт выдерживает многотонную нагрузку. Что интересно: асфальт (точнее, асфальтобетонную смесь) тоже кладут сначала крупнозернистый, потом мелкозернистый. И уже в самом конце на финишное покрытие наносят дорожную разметку, оборудуют дорогу отбойниками, ставят вдоль трассы знаки.
Как показывает практика, для относительно быстрого строительства дороги с высоким качеством у подрядчика должен быть внушительный парк различной техники и все штатные специалисты, чтобы обходиться без субподрядчиков и ни с кем не делить ответственность за результат. В качестве примера такой организации можно назвать ДСК «Вовди» — признанного эксперта по строительству и благоустройству в столичном регионе. Компания предоставляет широкий спектр услуг, в т.ч. предоставляет спецтехнику в аренду, занимается алмазным бурением, разработкой котлованов, земляными работами, строительством и ремонтом, принимает объекты на обслуживание. Квалифицированные мастера с большим опытом и собственное оборудование обеспечивают не только высокое качество исполнения работ, но и оперативность. Вдобавок, проконсультироваться можно круглосуточно и бесплатно.
Но вернемся к строительству дороги. Ее ведь мало просто, сделать — надо еще подготовить к началу эксплуатации. В качестве слоя износа используются разные материалы: литой асфальт, щебень с битумной пропиткой или без нее, гравий, грунт с пропиткой, асфальтобетон и пр. Часто в дорожном строительстве применяют вторичные материалы: битый кирпич, асфальтовую крошку и скол, битум. Именно асфальтобетон — это смесь щебня, каменной муки и песка с расплавленным асфальтом. Дорожное полотно недаром называют пирогом — если посчитать количество всех слоев, выходит около десятка, в зависимости от объема подготовительных работ на конкретном участке трассы.
Качество результата
Как долго прослужит новенькая дорога, можно с большой вероятностью сказать заранее, ориентируясь по качеству исполнения работ и предполагаемой нагрузке. Чтобы полотно дольше служило, помимо прочего нужен крупный и мелкий щебень: крупный в нижних слоях обеспечит устойчивость полотна, а мелкий сверху добавит водонепроницаемости и устойчивости к износу. Кстати, именно мелкий щебень делает дорогу шероховатой, что снижает аварийность — автомобильные шины на таком покрытии не скользят.
Укладка асфальта вручную — вчерашний век даже для малых объемов строительства. И качество от пресловутого человеческого фактора страдает. Это должна делать спецтехника, причем современная и высокопроизводительная: в основном асфальтоукладчики и виброкатки, что определяется выбором состава укладываемой смеси.